Елена У. 18.10.2021 17:04

«Исследовательский проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Реализую проектную и исследовательскую деятельность

«Исследовательский проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Улитина Елена Владимировна, МБОУ « Средняя школа №3 города Няндома» Архангельской области, учитель истории, skazinaelena1966@yndex.ru
Аннотация: в докладе рассматриваются варианты организации учебной и воспитательной работы по теме Великая Отечественная война 1941-1945гг. на основе исследовательских проектов учащихся.
Нам всем нужно помнить, что тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего.  Мы всё дальше и дальше уходим от времён Великой Отечественной войны, но годы не имеют власти над народной памятью. Или имеют? Теперь все чаще, когда предлагаешь участвовать школьникам в исследовательском проекте «Великая отечественная война в истории моей семьи», слышишь ответ, что в семье ничего не сохранилось: ни документов, ни фотографий. Родители о судьбах родных в годы войны ничего не знают, а бабушки и дедушки все реже и реже рассказывают внукам о своих родителях, о тех тяжелых временах, которые выпали на их долю. Из класса, где учатся 30 человек, как правило, с данным проектом справляется одна треть класса.
Исследовательский проект проходит шесть этапов: информационный, плановый, поисковый, обобщающий, защита проекта и анализ работы. Обучающимся предлагается исследовать семейные архивы, провести интервью с родителями и со старшим поколением родных и близких. Изучить ресурсы Интернета, сайты: «Мемориал»https://obd-memorial.ru/html/ и «Память Народа»https://pamyat-naroda.ru/. Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. [2,с.30]  Полученный материал предлагается оформить в форме доклада, презентации, брошюры, видеоролика. Лучшие проекты учащиеся представляют на исследовательских конференциях. Организуются и проводятся школьные конкурсы по данной тематике.
Материал, который находят обучающиеся, является уникальным и очень интересным. Помимо итоговых работ, ученики приносят фотографии своих родных военных лет, награды за участие в боевых действиях на фронтах и тружеников тыла, письма с фронта, вещи времен Великой Отечественной войны, чтобы одноклассники могли увидеть и даже потрогать вещи, наградные документы и сами награды времен Великой Отечественной войны. Некоторые ученики выкладывают эти материалы на своей стене в социальных сетях.
Урок истории становится более интересным и разнообразным. Учащиеся чувствуют себя сопричастными к событиям тех далеких лет. Не какой-то отдаленный герой, а родной прадед ушел на войну и не вернулся домой. Прабабушка вспоминает, как ребенком в военные годы семья жила тяжело и питалась лебедой, ягодами, да грибами. Учащиеся используют фрагменты исследовательских проектов, чтобы показать, как их семья пережила эти события, как сложилась судьба их родных. На стендах в кабинете истории оформлен материал по исследовательским проектам.
Из года в год все более полной становится Книга Памяти в книжном и электронном варианте, в которую помещаются все материалы, собранные учениками под руководством учителей. На сайте школы размещен проект «История семьи – история Победы», в котором в кратком варианте представлены проекты обучающихся. Старшеклассники создают социальный видеоролик «Молодежь и Память о войне» на основе исследовательских проектов.

Комментарии 4
Людмила С.
18.10.2021 19:07

Спасибо! Очень важная тема в современной школе! Обязательно воспользуюсь!

Наталья Ф.
19.10.2021 08:42

Хороший материал, спасибо.

Людмила С.
20.10.2021 14:28

Спасибо!

Елена У.
20.10.2021 18:26

Вам спасибо за теплые слова